Главная » Файлы » Открытые уроки » 3 класс

Литературное чтение. С. Есенин "Черёмуха".
[ Скачать с сервера (9.15 Mb) ] 29.12.2016, 18:42

3 класс. Конспект урока « С. Есенин « Черёмуха».

 

Цель: 1) Познакомить детей с высокохудожественными образцами изображения Есениным картины природы; учить детей понимать прочитанное, видеть главное.

2) Развивать навыки сознательного, правильного, беглого чтения; умения подбирать нужную интонацию, внимание, образное мышление

3) Воспитывать  любовь к книге, к Родине, к природе, поддерживать интерес к чтению.

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент

- Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

( Звучит музыка П.Чайковского «Сладкая грёза».)

 

- «Красота пробуждает в человеке всё самое лучшее» – гласит народная мудрость. Она заставляет творить, создавать прекрасное , совершать добрые поступки.

- Давайте подарим тепло и добро друг другу.

(На фоне музыки П.Чайковского «Сладкая грёза») Дети соприкасаются ладошками, учитель читает:

- Когда ладошки наши касаются,

Душа с душою встречаются,

И сердце добром наполняется –

Так красота на земле рождается.

 

 - Сегодня на уроке мы тоже прикоснёмся к красоте.

 

На доске слайд.

 

Наша речь полна величья, гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

 

- Кого мы будем слушать на уроке? (поэта).

-  На нашем уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями.

 

2. Речевая разминка.

 

(2 слайд)

- Для чего мы  проводим речевую разминку? ( Чтобы  научиться правильно и чётко говорить).

- Прочитайте скороговорку хором.

- Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Ляля – плакса,

В тетради – клякса.

На горе, на горке

Горько ревёт Егорка.

- Прочитайте эту же скороговорку с вопросительной и восклицательной

интонацией, так, как будто прочитала змея.

 

Дыхательная гимнастика.

«Задуйте свечу». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

 

Работа над речевым аппаратом.

Упражнение «Лошадка», «Качели», «Чистим зубки»

 

3. Проверка домашнего задания.

 

Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Блока. «Ворона».

 

4. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

 

- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях у знаменитого русского поэта, откроем для себя некоторые секреты создания стихотворения, окунёмся в  чарующий мир  природы.

 

- А теперь угадайте, о каком же поэте будет идти речь?

 

Звучит спокойная  музыка. Учитель читает наизусть.

  • В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н. Браун)

 

- Молодцы, такие прекрасные слова  действительно, сказаны про Есенина.

-     Говорят, что глаза - это зеркало души человека. А что вы можете увидеть в глазах Сергея Есенина? ( Доброту, ласку, нежность, доверчивость).

-     Как вы думаете, какой он человек? ( Добрый, красивый, спокойный).

-Мы с вами попробовали предположить, какой наш поэт. Может быть, биография даст нам полную характеристику Сергея Александровича Есенина.

 

Подготовленный ученик рассказывает о Есенине.

 

- А сейчас закройте глаза и послушайте звуки природы.

Звучит запись звуков природы (весенняя капель, щебетание птиц, шелест листьев на ветру, журчание ручьев).

 

- Какое время года вам представляется?

 

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен.  С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу.  И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущего дерева. А какого- угадайте.

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора  настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Сейчас  Рита  расскажет нам об этом  загадочном дереве.

 

Слова учителя.

- В народе даже существовало поверье, что достаточно постоять в тени черемухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь. И поверье это, как оказалось, не лишено оснований. В момент цветения черемуха выделяет громадное количество летучих фитонцидов, губительно действующих не только на микробы, но и на крупных животных (мышей, крыс). Вот почему букет черемухи, оставленный в закрытой комнате, способен вызвать головную боль и недомогание. Фитонциды черемухи во время Великой Отечественной войны использовали для лечения гнойных ран.

 

- Сформулируйте теперь тему урока. ( С. Есенин « Черёмуха»).

 

5. Работа по теме урока.

 

Учитель наизусть читает стихотворение.

 

У.: Давайте поделимся своими мыслями о стихотворении. Какое настроение автора вы почувствовали: радостное, восторженное, весёлое, мечтательное?

Ответы учеников.

У. А какие чувства возникли в вашем сердце?

( радость, восхищение, восторг.)

У. Ребята, запомните, что лирические стихи отражают не событие,  а   душевное переживание поэта, его настроение. Читая стихотворение « Черёмуха», мы можем нарисовать в своём воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Художник пользуется палитрой красок, изображая красавицу черёмуху, поэт «рисует» свой пейзаж с помощью слов. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя автор и не расписывает детально каждую строку.

 

Чтение и анализ стихотворения.

Учитель предлагает детям самостоятельно прочитать стихотворение и постараться в своём внутреннем видении представить картину.

 Нарисуйте словесную картину. ( Заслушиваем детей) Если дети «нарисовали» только черёмуху, попросить их медленно перечитать текст и постараться увидеть ещё один образ (ручей)

 

Физминутка.

 

Словарная работа.

На доске записаны словосочетания из текста. Дети с учителем объясняют значение словосочетаний.

Роса медвяная – ароматная, с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег, и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв).

У. Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение?

Д. Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.

У. При помощи каких слов автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты?

Д. Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая.

Д. Серебряный ручей, зелень золотистая.

У. А как вы думаете, чем привлекает черемуха автора?

Д. Она душистая, веточки у неё золотистые, словно кудри,  на коре дерева -  капельки росы, около корней журчит серебряный ручей.

У.  А на кого похожа черемуха? С кем её Есенин сравнивает?

Д. С красивой девушкой.

У. Как мы этом узнаем?

Д. «И ветки золотистые, что кудри завила…»

У.  Итак, в этом стихотворении черемуха – это красивая девушка. А кого автор представляет

юношей?

Д. Серебряный ручей.

У. Прочитайте этот отрывок.

Д. Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенку поет.

У. А есть ли в этом стихотворении предметы, которые автор изображает как живые существа?

Д. Есть. Это черемуха, роса, ручей.

У. Докажите это примерами из текста.

У. Как называется такой приём в литературе?

Олицетворение – это наделение предметов и явлений природы чертами, присущими человеку.

 

- Молодцы, вы прекрасные исследователи. А сейчас мы побудем художниками.

 

Работа в парах. Точечный рисунок детьми ветки черёмухи. Звучит песня Толкуновой.

Выставка на доске.

 

6. Подведение итогов

- Удалось вам почувствовать весну?

  • Какие сведения произвели на вас  большее впечатление?
  • Какие задания вам показались наиболее интересными?

 

7. Рефлексия.

 

- Взяли оценочные листы  (Прилагаются)

Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, художниками,   исследователями.

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

 

- Сергей Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь - всего 30 лет. В память о нём я зажгу свечу, а вам  я бы хотела представить  одну очень интересную и памятную видеозапись о Сергее Есенине.

- В кадрах будут записи с участием живого поэта. У нас с вами будет возможность увидеть его так же, как вы, например, сейчас видите своего соседа по парте.

 

-  И в заключении  (горит свеча).

У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это, пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

Мне было очень приятно  сегодня работать с вами.

 

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

 

Категория: 3 класс | Добавил: Таня
Просмотров: 314 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar