Главная » Файлы » Открытые уроки » 4 класс

Зона Арктических пустынь
[ Скачать с сервера (12.27 Mb) ] 25.01.2015, 18:34

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 им Н. Ф. Струченкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по окружающему миру

Тема: «Зона Арктических пустынь»

 

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Учитель: Ульянова Т. В.

2013 год

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

а)  Игра "Я знаю географические объекты"

 

Учитель называет горы, моря, реки, озёра России, а двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдёт данный географический объект.

 

б)  Игра "Найди лишний географический объект" Объясни почему.

А) Лена, Волга, Байкал, Енисей;

Б) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское;

В) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал;

Г) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

 

в) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание:

  • Самая длинная река России- это:.
  • Река, которая впадает в Каспийское море - это:
  • Самое большое по площади озеро России - это:
  • В список Всемирного наследия внесено озеро - …

 

3. Введение в тему.

- А сейчас послушайте отрывок из очень известного произведения:

Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах…  Всегда одинаково холодно, мертво и пусто.

- Из какого произведения этот отрывок?

- Кто написал эту сказку?

- Что непременно должно быть в царстве Снежной королевы? ( Снег и лёд).

- Найдите на карте и покажите то место, где могла бы жить Снежная королева?

- Арктика…Край удивительной природы. (Показ слайда) 1и2.

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Страна белых медведей. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса. (Показ на карте).

- В хвосте созвездия Малая Медведица находится Полярная звезда, которая оптически расположена над северным полюсом, древние мореплаватели по ней находили север. В далёкой древности Полярную звезду называли Коло – звезда. Звёзды ковша и Коло- звезда - путеводные звёзды.

- А на что похоже созвездие Малая Медведица? (На ковш).

- Наши далёкие предки – русичи - осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель около Киева и Москвы всё дальше на восток и север под созвездие Ковша. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними.

 

«Все года, и века, и эпохи подряд,

Всё стремится к теплу от мороза и вьюг…

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг?»

 

Полунощной стороной называли на Руси север, так как он расположен напротив "полуденной" стороны (полуденного Солнца - где полдень) - юга. Другие народы называли Север "Страной тьмы". Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами.

Поморы строили из дерева небольшие, но удивительно крепкие корабли - ладьи и ладные шлюпки - кочи (морские лодки). На ладьях поморы уходили в Студеноё море на ловлю рыбы, охоту за зверем. Студёное море кормило их рыбой, мясом животных и птиц, давало шкуры для одежды, кожу для обуви и ремней, жир рыбий зуб, клыки моржа, по крепости и красоте не уступавшие слоновой кости.

 

- Вот как поэт Иван Никитин писал об этом суровом и удивительном крае: «Гляну к северу - Подымает грудь,
Там в глуши пустынь, Море синее,
Снег, что белый пух, И горами лёд 
Быстро кружится; Ходит по морю;

 И пожар небес
Ярким заревом

Освещает мглу
Непроглядную».

(показ по карте)

Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном. Русские поморы уже 400 лет назад ходили по океану за сотни и тысячи километров к далёким островам Новой Земли и даже до Груманта (Шпицбергена), ориентируясь по Солнцу и Коло - звезде или позже по матке - компасу.

(показ по карте)

(Показ слайда).

Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)

  • Белое море - за светлые летние ночи.
  • Баренцево - по имени капитана Баренца.
  • Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
  • Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
  • Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой. Арктос (греч.) - страна белых медведей, а созвездие Ковша над ней назвали созвездием Большой Медведицы.

Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.

Русские поморы давно вышли на берега Студёного моря и поселились там.

 

4. Работа над новой темой.

-Мы путешествовали по нашей стране с востока на запад и наоборот. А сегодня изменим наш маршрут – возьмём направление на север по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь.

- А вот в том,  как мы должны одеться, чтобы не замёрзнуть в этих суровых краях, нам подскажет вот этот слайд.( Ребята выбирают нужную экипировку). (Показ слайда).

- К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.

- Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)

При ответе используется атлас или карты в учебнике на с.77 и 64,65.

Острова показываются на классной карте.

- Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:

  • Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов);
  • Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);
  • Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).

Работа в группах.

Каждая группа получает раздаточный материал и карточку - «помогайку».

Карточка - «помогайка»для географов:

Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Карточка-«помогайка» для ботаников: К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

 Карточка - «помогайка» для зоологов:

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

Выступление географов.

(Показ слайда).

- В самом начале урока я сказала, что Арктика- край удивительной природы. Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Послушайте о нём загадку.

Что за чудо – чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит – пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет!

(Северное сияние.)

(Показ слайда).

В полярную ночь северное сияние воспринимается как вознаграждение за долгую темноту. Взметнутся от земли в небо лучи, и загорается оно светлым пламенем. Оно сверкает и горит, кружится, словно вихри ветра, лучи летают взад и вперед, то красные, то красно-фиолетовые, то желтые, зеленые и ослепительно белые... Выше и выше поднимается пламя, словно тысячи прожекторов выстра­иваются в извилистые линии над землей и бьют вверх. Внизу они зеленого цвета, а вверху — красного. Иногда загорают­ся в небе ровным светом длинные полоски, иногда пятна, а иногда — быстро меняющиеся формы столбов и лучей. .

 Выступление ботаников.

(Показ слайдов).

Выступление зоологов.

Сообщения детей о животных.

(Показ слайдов).

 

- Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?

(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)

Рассказ учителя.

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут.

(Показ слайдов).  На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий.

(Показ слайда).

Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

- Какие экологические проблемы возникли в связи с деятельностью людей?

 Люди занимаются рыболовством, охотой

( Показ слайда).

Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.  В результате широкого хозяйственного освоения Арктики все большие ее простран­ства становятся непригодными для жизни северных живот­ных, все заметнее сокращается их численность. Основные причины — загрязнение морей и побережий, сокращение количества пищи, усиливающийся фактор беспокойства (суда, вездеходы, вертолеты, поселки).

 Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

- Об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» нам расскажет ...

(Показ слайдов).

Рассказ ученика:

Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

5. Итог урока.

(Показ слайдов).

 

- Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «…..-царство снега и льда»:

Вопросы к кроссворду:

1. Эти птицы, собираясь на скалистых берегах образуют «птичьи базары».

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.

4. Это животное бывает добычей белого медведя.

5. Растение полярной зоны.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Пища рыб северных морей.

(Ответы: 1.Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6.Кит. 7. Рачки.)

Ключевое слово: АРКТИКА.

 

- Где расположена зона арктических пустынь?

- Каковы природные условия в этой зоне?     

- Какие растения и животные характерны для этой зоны?

- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?

- Какие экологические проблемы возникли в Арктике?

Показ слайда.

 

6. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему удивились?

- Над чем задумались?
 

Категория: 4 класс | Добавил: Tatiana
Просмотров: 759 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar